Ацагат. Проект "До Байкала, вокруг него и обратно за 80 дней". Часть вторая: "Вокруг да около Байкала". Проехал 18 субъектов Российской Федерации и 8,360 км. Впереди еще как минимум 3 субъекта и 6,640 километров.
![](https://static.wixstatic.com/media/a7d5f6_dbf8834eb00e402e8e18b324423699da~mv2.jpg/v1/fill/w_144,h_81,al_c,q_80,usm_0.66_1.00_0.01,blur_2,enc_auto/a7d5f6_dbf8834eb00e402e8e18b324423699da~mv2.jpg)
Мой собеседник - ацагатский лама - приветствовал здесь далай-ламу. Ироничный, даже ехидный, плотный шестидесятилетний мужчина в сандалиях Экко и в дымчатых очках, он явно стремится на далай-ламу быть похожим. Но мысли и слова моего собеседника - не бледные копии, а яркие самобытные картины. Он объясняет мне, что дацан – не монастырь, а «место получения знаний». Что буддизм – не религия, а учение. Дальше мы переходим к тем темам, к которым и хочется перейти в таком месте: мы говорим о счастье, о богатстве, о смысле жизни. От ламы я узнаю и то, что бурятский буддизм (хотя он точь-в-точь такой же тантрический, как в Бутане, где я недавно изучал буддийские традиции) отличается изрядным мясоедством (совершенный моветон для вегетарианского Бутана), а реинкарнации здесь могут происходить не только в людей, но и животных; лама лукаво предостерег от реинкарнации в «макак»: потом, мол, крайне сложно будет выбраться из этого круга. Самое время было обсудить такую мелочь, как продолжительность человеческой жизни. Лама сообщил мне, что точно знает, сколько проживу я. И точно знает, сколько проживет он сам: "Я знаю, что умру, когда мне исполнится 80 лет. Достаточно".
А я точно знал, что мое пребывание в Ацагате подходит к концу, и меня уже ждут в Улан-Удэ. Да, снова в Улан-Удэ. Снова в столицу.